Natasha Fisher (natasha_fisher) wrote,
Natasha Fisher
natasha_fisher

Categories:

ФЕЛИКС КВАДРИГИН. «НА БАЙДАРКЕ»

Феликс Квадригин это литературный псевдоним Юрия Фиалкова - Лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля науки и техники Украины, одного из крупнейших мировых авторитетов по физической химии, и писателя. В 1980 году вышла написанная им, совместно с друзьями-учёными, книга "На байдарке". Несмотря на то, что книге несколько десятков лет, она и сейчас остаётся главным и первостепенным "байдарочным" трудом :)

Многое изменилось с тех пор. В первую очередь материалы. Верхняя часть байдарочной шкуры делалась из брезента. Представляете, сколько сохнет брезент? И какая это тяжесть в непросушенном виде? И насколько легко его повредить? Теперь используется ПВХ - прочный, износостойкий, бестровысыхающий материал. Сама конструкция лодки избавлена от непонятных мелких частей, собирать её очень просто и быстро. Упаковка вместо нескольких неудобных мешков представляет собой вполне компактный рюкзак, с лямками и ручками. Вёсла стали гораздо легче.

Тема улучшенности материалов касается снаряги и одежды - они тоже стали легче и удобнее. Помните ватные спальники? Брезентовые палатки? Просушить невозможно, а весу-то сколько!

Огромный шаг для путешественников - это доступность и качество всех видов карт. В книжке описываются невероятные приключения добывания карт нужной местности :))) У нас теперь есть любые карты (да здравствует интернет!) - хочешь загружай их в электронные девайсы, хочешь распечатывай на бумаге. Кстати, я считаю, что бумажные карты гораздо удобнее в походе, потому как в запечатанном пакетике с ними ничего не случится в отличие от девайсов с севшим аккумулятором, а то и вовсе утопленных.

Маленький плеер на обычной батарейке и пара компактных колонок обеспечит народ музыкой на всё время экспедиции.

А газовая горелка весьма удобнее костра на дневных стоянках, да и в нелётных условиях всегда можно быстро приготовить еду и чай (если только не забыт газовый баллон ;)))

Стоит упомянуть репелленты - всё лучше, чем отмахиваться от комаров вёслами.

В плане связи с внешним миром, больше не нужно искать деревню, где есть телеграф, у нас есть сотовая связь и государственный проект "Универсальные услуги связи", по которому в каждой захудалой деревне теперь стоит таксофон, и посредством телефонной карты ты можешь позвонить куда угодно.

Ну и конечно ещё раз да здравствует интернет, в котором мы можем найти подробные отчёты о маршрутах, подкреплённые фотографиями, уточнить интересующие вопросы и поделиться впечатлениями :)

Под катом много-премного цитат нужных, полезных и просто весёлых. Это будет такая закладка, больше для меня самой, но верю, что многих заинтересует бессмертная квадригинская книжка!




«Байдарочниками не рождаются. Ими не становятся случайно. В байдарочничество втягивают. Кто? Обычно близкие друзья» (Как становятся судовладельцами)

«Маршрут имеет свойство резко улучшаться через два-три месяца после прохождения» (Выбор маршрута)

«Шесть человек подчиняются приказам избранного ими самими адмирала беспрекословно, восемь уже выговаривают себе право обсуждать и комментировать приказы, десять обнаруживают опасную склонность к демократии, а пятнадцать, как правило, представляют собой буйное и неуправляемое вече, напоминающее о Господине Великом Новгороде периода упадка» (Личный состав экспедиции)

«Пять-шесть мужчин обычно могут нейтрализовать (хотя для этого нужно максимальное напряжение сил) влияние двух женщин, но появление третьей создает порочный, замкнутый круг: чтобы нейтрализовать ее влияние, нужно дополнительно включить в состав экспедиции восемь-десять мужчин, а это, в свою очередь, приводит к роковым последствиям» (Личный состав экспедиции)

«Даже одна женщина способна заставить нас усомниться в разумности основных принципов туризма» (Личный состав экспедиции)

«Дети украшают жизнь, но не в туристском походе. Их любознательность умиляет, но когда ее объектом становится байдарка («Потонет или не потонет, если проткнуть днище?»), вы, как правило, начинаете нервничать» (Личный состав экспедиции)

«Заранее отметьте в списке вещь, которую вы забудете. Это, так сказать, жертва на алтарь бога забывчивости. Иначе вы действительно забудете что-либо важное. Впрочем, скорее всего, так оно и будет, ибо прелесть байдарочного похода состоит также и в изобретательных попытках использовать захваченные с собою ненужные вещи вместо оставленных нужных» (Снаряжение)

«Объём снаряжения, равный одному (одному!) рюкзаку, - величайшее достижение эволюции байдарочного туризма» (Снаряжение)

«Отсюда возникает первый и единственный закон снаряжения: бери не то, что нужно, а то, без чего невозможно обойтись!» (Снаряжение)

«Снаряжение байдарочника делится на две категории: личное и общественное. Все нужные на ходу мелкие предметы должны быть привязаны: а) либо к байдарке; б) либо к участникам экспедиции, так как в соответствии с ещё не познанными законами природы они норовят удрать от вас, выскакивая за борт» (Снаряжение)

«Особенно мил кокетливый головной убор - старый берет цвета, не укладывающегося в интервал волн видимой части спектра» (Снаряжение)

«Лезть же в спальник в мокром тренировочном костюме не стоит - байдарочник и так достаточно времени проводит в интимной близости с водой» (Снаряжение)

«Сон - явление вынужденное, вызванное недоработкой в вопросе ночного освещения рек» (Снаряжение)

««Шкура» – наиболее ранимая часть байдарки, ибо отделяет байдарочника от окружающей, нередко враждебной среды и самоотверженно принимает на себя практически все виды ударов ветреной туристской судьбы» (Ремсоветы)

«Металлические части байдарки изнашиваются меньше, чем ее оболочка. Тем не менее известны факты, когда целеустремлённый байдарочник, безошибочно выбирая единственно непригодное место на широком фарватере, превращал металлические конструкции байдарки в нечто, для описания чего выражение «свернуть в бараний рог» следует употреблять лишь с обязательным добавлением «мягко говоря»» (Ремсоветы)

«Если же вы решитесь стать на скользкий путь картофельного браконьерства, то учтите, что судией может вам быть не только бог» (Закупка провианта)

«На провиант в большей степени, чем на что-либо другое, распространяется закон: все, что может промокнуть, промокнет» (Закупка провианта)

«Второе правило хранения закупленных и транспортируемых продуктов также вытекает из общеизвестного закона: все, что может быть разбито, разобьется» (Закупка провианта)

«Даже толстовец в третьем поколении, попав в подобную ситуацию, запротестовал бы. Но толстовцы, как известно, ныне не встречаются» (Доставка к реке и возвращение)

«На нужной вам станции, то есть там, где река вплотную подходит к железной дороге, поезд: а) либо не останавливается вовсе, б) либо стоит одну минуту» (Доставка к реке и возвращение)

«Потеря бдительности никогда не проходит безнаказанно» (Доставка к реке и возвращение)
«Две-три беседы с местным населением, и картина, описанная лазутчиком, приобретает конкретные очертания: до реки восемь километров, из них дорогой шесть, а остальные два километра – «так»» (Доставка к реке и возвращение)
«Лучше закончить маршрут на самой захудалой железнодорожной станции, лежащей на самой заброшенной ветке, чем на самом комфортабельном шоссе союзного значения. Ибо поезда всё же ходят по расписанию и, каким бы ни было настроение машиниста, вы так или иначе уедете. А заполучить машину (незагруженную) на отдаленном участке шоссе - дело, требующее вмешательства судьбы» (Доставка к реке и возвращение)

«В тот самый миг, когда байдарочник уверовал в свою байдарочную неуязвимость, лодка переворачивается. Вся последующая судьба байдарочника зависит от его психологической реакции на это боевое крещение. Если он впадает в первоначальное состояние вселенского ужаса, байдарочником ему никогда не стать. Это конец. Он даже может, обладая достаточной силой воли, впоследствии загнать страх поглубже. Но удовольствия от байдарки он уже никогда не получит» (Кое-что о безопасности)

«Правила техники безопасности движения по воде подчиняются главному и естественному закону похода: все должно быть организовано так, чтобы из похода вернулись все участники и максимум вещей» (Кое-что о безопасности)

«Да, лучше уж идти в поход без всякого снаряжения, но только не без здравого смысла!» (Кое-что о безопасности)

«Следует запомнить, что гуртом хорошо: а) бить батьку; б) есть кашу; в) болеть на стадионе и делать ещё сотню хороших вещей, кроме одной - идти на препятствие» (Кое-что о безопасности)

«Если «авангард» преодолел препятствие благополучно, остальные экипажи следуют его путем, какими бы комфортабельными и удобными им ни представлялись другие трассы. Ибо вот она квинтэссенция этого правила движения на воде – от добра добра не ищут!» (Кое-что о безопасности)

«При движении все байдарки должны находиться в пределах видимости, или по крайней мере слышимости. В походе не должно быть уплывших далеко вперед, но и не должно быть отстающих. Вот почему желательно, чтобы кавалькаду замыкал самый опытный экипаж, члены которого начисто лишены искушения вырваться вперёд» (Кое-что о безопасности)

«Правило, которое должно выполняться неукоснительно, а выполнять которое ох как не хочется, но нужно, нужно, нужно (повторить ещё раз?), н-у-ж-н-о: привязывайте всё и вся, кроме себя. Байдарочная «привязанность» должна быть на порядок выше всякой иной. Привязывать нужно спальники и рюкзаки, котелки и кеды, палатку и (самое главное!) мешок с продуктами» (Кое-что о безопасности)

«Плотины. Бывают двух видов - действующие и разрушенные. И в том, и в другом виде они достаточно неприятны и для прямого прохождения непригодны. Не стоит соблазняться кажущейся судоходностью русла на месте бывшей плотины. Когда вы убедитесь в обмане, будет уже поздно» (Препятствия на реке)

«Обносы. Мы настаиваем именно на перенесении, ибо употребление специальных технических средств (тележки, тачки, ходовой части шагающего экскаватора и т. д.) очень быстро сводится к тому, что кроме байдарки и рюкзаков вы несёте на себе и специальные технические средства (тележку, тачку, ходовую часть шагающего экскаватора и т. д.)» (Препятствия на реке)

«Вообще обнос - дело скучное, и единственная возможность разнообразить и скрасить его сводится к исполнению песенки: «Нормальные герои всегда идут в обход...»» (Препятствия на реке)

«Многочисленными наблюдениями установлено, что самый ветхий мост прочнее самой крепкой головы» (Препятствия на реке)

«О перекатах известно, что их хорошо бы «послать по адресу». Правда, адрес не указан. Но даже если бы он был точно известен, легче от этого не стало бы. Поскольку от вышеуказанных посылов перекатов не убудет, равно как и камышовых зарослей, коровьих бродов и деревьев, упавших поперек речки в самом неподходящем месте» (Препятствия на реке)

«Можно высадить и пассажиров. Пусть идут по берегу и поют» (Препятствия на реке)
«Не удивляйтесь, заметив посреди реки брошенный трактор-утопленник. На нем, вероятно, возвращался со свадьбы слишком весёлый тракторист» (Препятствия на реке)
«Некоторые «водоплавающие», слишком буквально понимая бессмертный лозунг «Туризм - лучший отдых», порой отождествляют байдарку с плавучим шезлонгом или дрейфующей раскладушкой» (Движение!)

«Как это ни досадно, кроме байдарок на воде попадаются и другие плавсредства: моторные лодки, плоты, катамараны, баржи, пароходы, теплоходы и трансатлантические лайнеры (ненужное зачеркнуть!). Впрочем, с точки зрения байдарочника, к разряду «ненужное» относится все вышеперечисленное» (Движение!)

«Один из параграфов «Международного морского устава» гласит: «Суда с моторным ходом при встрече обязаны уступать дорогу не имеющим оного»» (Движение!)

«При встрече с моторкой не стоит волноваться (равно как и делать вид, что вы ее вовсе не замечаете). Просто помните: у «Ракет» и моторных лодок свой фарватер, а у вас - свой. И не забудьте, пожалуйста, развернуть байдарку носом к волне. Не только потому, что всякую (даже минимальную) опасность полагается встречать смело глядя ей в лицо. Нет, идя носом на волну, вы никогда не перевернётесь, а вот подставляя ей борт, рискуете гораздо больше» (Движение!)

«Катамаран необычайно устойчив: сев на мель, умеет, как говорится, постоять и за себя, и за других» (Движение!)
«В отличие от байдарки, катамаран в магазине не купишь. Его обычно проектируют и создают собственными руками потенциальные путешественники. Чаще всего отваживаются на это или пятиклассники - члены кружка «Юный техник», или же доктора технических наук» (Движение!)
«Известны случаи, когда туристы-плотовщики за два похода создавали докторские диссертации, а за три писали роман-трилогию» (Движение!)

«У байдарки перед яхтой есть и неоспоримое преимущество: для неё вовсе не обязателен стационарный парус. Байдарочный кливер или стаксель можно изготовить практически из чего угодно, начиная от полиэтиленовой скатерти и кончая адмиральскими штанами!» (Движение!)

«Настоящий водоплавающий турист не имеет права дойти до подобной бензиновой степени падения» (О байдарке с мотором (Движение!))

«В хороший рабочий день плывут на байдарках часов шесть, энтузиасты - те идут часов семь. Встречаются, говорят, фанаты, которые "уродуются" все восемь. Больше не выйдет никак» (Стоянка)

««Хорошо стоять!» – таков основной лозунг байдарочного похода» (Стоянка)

«Основной Закон Стоянки суров и прост, как суровы и просты все основные законы природы: лучшая стоянка - в двухстах метрах ниже по реке» (Стоянка)

««Закон половины седьмого» гласит: лучшая стоянка попадается в половине седьмого вечера. Закон имеет два следствия: 1) стоянка, которая попадается в половине восьмого, будет намного хуже; 2) после половины восьмого стоянки исчезают вообще» (Стоянка)

«Байдарки должны быть вытащены. (Устали ведь!) Должны! (Да что с ними случится?) Быть!! (Привязать и всё...) Вытащены!!!» (Стоянка)

«Оставить байдарку на плаву, только лишь привязав её? Это, конечно, удобно. Так пятьдесят пять раз вы и поступите. Но в пятьдесят шестой раз байдарка отвяжется (сама собой!) и сплавится ночью на тридцать девять километров, пока не натолкнётся на мост, где ее утром обнаружат ликующие мальчишки, которые, ошалев от неожиданного и бесхозного дара, быстро доведут лодку до кондиции» (Стоянка)

«Растратчик, который губит на разжигание костра две спички, недостоин называться туристом вообще и туристом-байдарочником в особенности» (Костёр)

«Лучше всего разжигать костёр с помощью бумаги. Многочисленные опыты показывают, что для этой цели более всего подходят книги с описаниями маршрутов, по которым вы идёте, поскольку, мягко говоря, приблизительность описаний, приведённых в этих книгах, станет вам очевидной после первых километров, пройденных по реке» (Костёр)

«Мокрые дрова в принципе разжечь можно, но это, во-первых, трудно, а во-вторых, для этого надо иметь сухие дрова. Последнее отнюдь не парадокс, ибо только в очистительном пламени сухих дров высохнут и загорятся мокрые» (Костёр)

«Предположим, что у вас имеется девять разновидностей продуктов. Оказывается, если комбинировать их в различных сочетаниях от двух до девяти, то можно приготовить 256 (двести пятьдесят шесть!) различных блюд. Даже если исключить некоторые не очень пригодные сочетания (например, соль + вода, соль + сахар + вода), всё равно остаётся такой внушительный ассортимент блюд, перед которым меркнет меню ресторана «Метрополь»» (Пищи Варение)

«Вишня кладется в строгой пропорции: чем больше, тем лучше» (Про ленивые вареники с вишнями (Пищи Варение))

«Днёвка должна быть такой, чтобы вам было жаль уезжать с неё, чтобы вы оставляли на ней частичку вашего сердца (о части вашего имущества можно не упоминать - она останется там непременно)» (Днёвка)

«Только дневник обеспечит вашим воспоминаниям неукоснительную последовательность и строгую достоверность. И только дневник сослужит хорошую службу грядущим поколениям байдарочников, которые куда доверчивее отнесутся к документам, нежели к зыбким устным преданиям байдарочных предков» (Документы экспедиции)

«Хороший Фотограф работает неназойливо. Подкравшись неслышно, он снимает отличный кадр, и лишь затем обращает на себя внимание победным трубным ржанием» (Документы экспедиции)

«Ведите дневник, творите слайды! Без них поход - не поход, а только его половина. И даже не лучшая!» (Документы экспедиции)

«Во-первых, раз чехол нашёлся, его можно потерять снова, а во-вторых, есть повод для праздника» (Туристские торжества и праздники)

«Туристскими песнями следует считать все, что поётся в туристском походе» (Туристские торжества и праздники)

«Реальная опасность здоровью больного возникает тогда, когда на общем собрании экспедиции решают применить банки. Ставить их никто не умеет, поэтому экзекутор назначается жребием. Медицинских банок, естественно, тоже нет. Но ведь есть банки из-под тушёнки!» (Байдарочник на бюллетене)

«Если вы не привезли радикулит с собой, не отчаивайтесь: его легко благоприобрести в походе» (Байдарочник на бюллетене)

«В туристской аптечке кроме фталазола, спирта, аспирина и кальцекса обязательно должны быть следующие предметы:
1. Бинт (для упаковки грузов в том случае, если предназначенные для этого веревки будут потеряны).

2. Липкий пластырь (заклеивание ссадин, дырок в палатке и прорех в костюме).

3. Спринцовка (для отсасывания воды из байдарки).

4. Губка (для той же цели).

5. Скальпель (для вскрытия консервных банок).

6. Пинцет (для вытаскивания печёной картошки из костра).

7. Зелёнка (для придания зелёной пятнистости предметам, хранящимся в одном рюкзаке с аптечкой).

Это малый медицинский набор. Существует еще и большой, в который можно включить: весы медицинские, спирометр, комплект инструментов для трепанации черепа, набор реактивов для определения сахара в крови, микроскоп, аппарат для получения ультрафиолетовых лучей и портативную рентгенустановку. Что из этого набора и в каком качестве вам удастся использовать, станет известно лишь в походе. Не исключено, что некоторые предметы обнаружат свойства неожиданные и фантастические: среди трепанационных инструментов окажется крючок, словно специально созданный для подвешивания котелка; микроскоп пригодится для забивания колышков от палатки, а в наборе реактивов очень кстати будет найдена кухонная соль... Походные пути и нужды неисповедимы» (Байдарочник на бюллетене)

«А к концу второй недели похода вы становитесь настолько стройны, что свободно надеваете плавки, которые были вам малы уже в школьные годы» (Финиш)

«Возвращение из походов происходит обычно в одном из двух вариантов: а) вы едете на байдарке; б) байдарка едет верхом на вас» (Финиш)

«Финиш одного похода - это одновременно уже и предстартовый период следующего» (Финиш)


Tags: Байдарки, Книжки
Subscribe

  • «Извините, рюкзак уносит меня в поход»

    Встретились прекрасные котики-туристы на дружественной страничке. Далеко не всеми перечисленными видами туризма мы занимаемся (хотя, в глубине души…

  • Жара и гроза

    Жара вчера стояла снова убийственная! Мы даже купаться ходили на Унжу, с другом Максом. Макс разок отважно нырнул, но на большее его не хватило.…

  • Кот за компьютером - горе в семье

    Мне сегодня с утра нужно было сделать срочную работу. А Тенька-кот привык, что за этим столом обычно сидит Рагнаар со своим ноутбуком, можно влезть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments